Новости Клуба:

Вячеслав Герасимов отвечает на вопросы Клуба Любителей Аудиокниг

Рукописные ответы! И отдельно расшифровка:


















Здравствуйте,

уважаемые члены Клуба Любителей Аудиокниг!

Давайте знакомиться!

Я – Герасимов Вячеслав Павлович. 21 июля 2011 года мне исполнится 70 лет.

Выходит, что я старый человек, а мне иногда так чётко видится начало жизни – барак на окраине Москвы – комнатёнка наша – 9-ти, потом 10-ти метровая на четверых – мама, папа, младшая сестрёнка и я. Пятым членом семьи была печка, она тоже требовала внимания и «еды».

Мама – нянечка в детском саду, позже в инструменталке в НИИ, откуда и дет. сад и пионерлагерь. Отец – шофёр. Жили бедно, но у меня в детстве был и трёхколёсный красный «велик» (через пару месяцев, спёрли из коридора) и коньки – «гаги» на валенки с палочкой-закруткой, а потом и «канады» на ботиночках (где их отец достал?) Ах-ах! Гонял с друзьями в парке МВО до зелёных соплей. Потом был взрослый «велик» - «Прогресс» - с 15-ти лет и до ухода в армию…

Тяну цепочку: детство – школа – армия – институт – Всесоюзное радио – «Маяк» - Логос ВОС – «Ардис» – вольные хлеба…

Наверное, в каждой комнате барака было радио – чёрная тарелка над дверью. Я спал на раскладушке возле печки и отец провёл мне туда личное радио – наушник.

Вот оно-то и стало моим самым первым воспитателем, учителем, режиссёром.

В школе – читал на всех вечерах, пел «под Робсона»… Лет с 14-ти участвовал в сценах из спектаклей – изображал Нила в «Мещанах» М. Горького, Присыпкина в «Клопе» В. Маяковского, Санчо Панса, Пепе…

И ведь ни черта не боялся!

А пионерлагерь по 2 смены! (нашу маму так поощряли). Для меня – это был праздник!

Бегал, играл в «баскет» и волейбол, играл в скетчах, плясал «Лезгинку», чудил «под Райкина».

А потом был Дом Пионеров на Стопани. И первый выход на настоящую публику (на своих!)

М. Горький «Макар Чудра»…

«Слушай, Лойко! Я люблю тебя. А ещё я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя не жить мне на свете, как и тебе без меня…»

И холодный пот… и мороз по коже и… и вот я уже воздушный шар и… взмываю над залом… Второе место на смотре… первое – у внука В. Ильинского. Но я – смог!..

А после встречи с настоящим профессиональным режиссёром – «звездой немого кино» - Арией Семёновной Быховой – в клубе завода «Компрессор» - вызрела и тайная мечта – поступить в театральный!

Но сразу после школы – струсил. По настоянию мамы устроился учеником слесаря-сборщика в НИИ, где уже она хозяйничала на выдаче инструмента.

Друзья приняли в походное братство. Исходили всё Подмосковье. Каждую неделю, каждый год! Вся моя ученическая зарплата уходила – туда. И каждую пятницу: «Пап, дай 15 руб…» Отец меня любил; хмыкал, морщил нос, но не отказывал. А моя милая мама стирала моё пропахшее дымом шматьё. Милые мои родители…

1959 год. Счастье моё и позор.

Решил – в Щепкинское. Проза, стихи, басня. Моей «коронкой» была сказка С. Маршака: «Мороз и Морозец». А курс набирала божественная («Любовь Яровая») Вера Николаевна Пашенная. Она-то меня и «погубила»: с прослушивания пропустила сразу на II тур.

Я пришёл на экзамен часа за два. Ну кто мне тут был ровня?! Они-то!.. а я-то!..

Я и расхвастался: как прошёл, как читал… да как надо читать

Раскукарекался петух – как надо кукарекать!

Ну и – выдохся…

Ну и – пролетел! Стыдно вспомнить.

И загремел (да я уж и не сопротивлялся) в армию, да на 3 года с лишним (Карибский кризис подгадил!)

Армия – это особая статья! Дедовщины не помню: все три набора были из Москвы и Подмосковья. Часть была (сейчас можно) ракетныя, секретныя, но – парадныя!

Стало быть, осенью – перед и после парада отпускали домой. Дома радовались – воин!

Вернулся в ноябре 63-го и к ужасу родных – ушёл из дома. С дружком армейским снял комнату на Курской. Он учился художеству, я – актёрству. Работали на Моспочамте – грузили посылки: день – в день, день в ночь, два дня твои.

Жили… ну как бедные студенты живут. На двоих 170! 80 р. За комнату… Вот и…

А потом друг уехал в Ташкент – поступать, а я остался… Голодал, но горд был.

И много всякого было… друзья приходили… то-сё… Завтракал тем, что оставалось.

А тем временем я всё поступал… и поступил в 1965 году в знаменитую школу-студию

им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького.

Курс набирал В. П. Марков. А было уже мне 24 годика. И был я сам по себе, «актёром-надомником», сам-себе-режиссёром…

Ну кому это понравится?!

С четвёркой по мастерству кончил я курс, попробовался в пару театров… взял свободный диплом и махнул на родину однокурсника Володи Назарова – в Алма-Ату.

И в белом сахарном кубике русского драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова прослужил четыре сезона. Хвастать не буду, но играл каждый вечер. Днём было радио: читал, писал, ставил. Рифмоплётствовал.

Завёл друзей, ходил в горы, хрумкал алма-атинский апорт, загорал на Медео.

До сих пор, перебирая фотографии – завидую сам себе!

Однако, в силу разных причин – расстался с ТЕАТРОМ, вернулся в Москву. И вот тут-то хлебнул лиха! Чтецкие мои программы были никому и на фиг не нужны. Куда обещали – не взяли.

А я – женат! А денег – нет! И жить-то опять у родителей…

«Чи-жа-ло, кум» - говорит герой Шукшина.

Но чтой-то я всё о грустном?!

Тыкался-мыкался, а всё ж таки работал.

И вот в 1976 г. дружок мой, Алёша Павлов, узнал о наборе дикторов-практикантов на Всесоюзном радио. «Иди, говорит, - это твоё, а за тебя поболею!»

Пришёл. Народу – видимо-невидимо. Принимают до 30, а мне – 35! Но – прошёл все три тура, собеседования… Взяли!

Слушали – помню – О. С. Высотская, С. А. Богомолов, руководство: А. Д. Беда, прямой начальник.

Всё-таки хранит меня судьба! И я благодарен судьбе и людям, которые приняли меня в свою семью. Я был взят в бригаду О. С. Высотской. А там были такие «звёзды» - «сама», С. А. Богомолов, В. Б. Герцик, Борис Федосеев, Андрей Хлебников… А вокруг – «Млечный путь»…

Но – «ласковое теляти двух маток сосёт!» И я был «всехний». И учился, и что-то мог.

А в 1978 г. милый человек Людмила Михайловна Кайгородова привела меня в студию

«Логос ВОС», ещё на Куусинена.

Не сразу я пришёлся там ко двору. Но вот – пустил корни, стал своим. И понял, что это – тоже дом!

Но это ещё не всё!..

Теперь – ваш вопрос, мой ответ…

ВОПРОС: В метро или в автобусах слышу голос Герасимова объявляющего остановки, ещё слышу голоса актёров театра и кино наверное не ради денег, или всё-таки?.. Такая работа ведь не может нравиться?

ОТВЕТ: Несколько лет тому назад, в цех звукозаписи ВОС поступил заказ:

объявления – на общегородском транспорте. Все мы приняли в нём участие.

Это – работа.

ВОПРОС: Добрый день! Мне интересно сколько чистого времени записи получается в час работы у уважаемого чтеца. Спасибо.

ОТВЕТ: Обычно смена в «Логос ВОС» 4-5 часов. Чистого звучания выходит 3-4 часа.

ВОПРОС: Ранят ли дурные слова?

ОТВЕТ: Когда начинал – расстраивался! Приходили письма: нам не нравится, что вы «играете».

Читайте – просто

Это как просто?! – как газету что ли? Это ведь – литература, её и назвали-то художественная!

Толстой, Бунин, Достоевский, Набоков, Шмелёв, Бабель, Олеша, Белов… А стихи, а сказки?..

«Объяснить» я мог лишь – читая. Конечно, были и у меня «перегибы» в излишней театрализации, в «педалировании» текста. Но уж тут на страже была и есть мой режиссёр –

Людмила Дмитриевна Каверзнева. Низкий ей поклон. Очень часто «фордыбачил»…Каюсь!!

А что до добрых слов – «они и кошке приятны».

ВОПРОС: Вячеслав Павлович! Вопрос банальный, отчасти провокационный. Как вы себя чувствуете в работе: вы живёте в ней или существуете?

ОТВЕТ: В работе я живу! Потому что я – живой. Мне нравится – быть и уметь! Нравится, ежели книга удалась. Значит, думаю, я не без способностей. Ну и погоржусь маленько… Как без этого?!

ВОПРОС: Наверное, забавнее в коллективе работать? Не смущает ли вас одиночество перед микрофоном? Приходилось ли участвовать в многоголосых постановках?

ОТВЕТ: Одиночество перед микрофоном?! Как это? Нас же – по ту сторону стекла трое: микрофон, книга и я, а за стёклышком – звукорежиссёр…У-у-у! Какое уж тут одиночество?!

ВОПРОС: Вячеслав Павлович, ведёте ли Вы счёт озвученным Вами книгам? Сколько их интересно?

ОТВЕТ: Счёта озвученным книгам не вёл, но думаю больше тысячи.

ВОПРОС: Ваша основная специальность как звучит? В трудовой книжке ведь не пишут – исполнитель аудиокниг.

ОТВЕТ: В 1976 году в трудовой книжке появилась запись: диктор всесоюзного радио, потом – диктор радиостанции «Маяк», потом звукорежиссёр радиостанции «Маяк». Сейчас я пенсионер, работаю по договорам.

ВОПРОС: Вячеслав Павлович расскажите о Ваших учителях. Благодаря кому Вы попали в профессию?

ОТВЕТ: Об учителях! Я, уже говорил – мой самый первый и самый главный учитель – наушник. Через него я вслушивался в звучащее слово. Как оно говорится?! Я впитывал в себя интонации чувств. Во как! «Я так думаю!» да плюс ещё – «книжное слово». Я ведь их «скрещивал»; ходил днём после школы и талдычил, проборматывал книжные фразы по-«тамошнему», по «радийному»… Я и стихи-то по-моему, стал писать – именно тогда. Я сам был днём – звучащим наушником.

Об остальных учителях – в автобиографии и следующих ответах…

ВОПРОС: Алкоголь, табак, женщины. Как они мне?

ОТВЕТ: В школьном альбоме есть фотография трёх обнявшихся дружков – смешные юные рожи. И подпись: «Шатает от солнца, от майского ветра, от первого выпитого пол-литра…»

Мы взрослели… Хотели попробовать всего!..

Кстати, очень долго для меня лимонад был вкуснее пива. Пью – умеренно!

Сигареты! В походах курил, конечно, но при отце впервые закурил на проводах в армию.

Лучшее из всего, что пробовал болгарские «солнышко» и «шипка» в картонных пачках.

В армии курил много, и после армии тоже. Бросал много раз, окончательно в 1980 году.

Женщины?! Спасибо А. С. Пушкину за формулировку: «Хорош никогда не был, а молод – был».

Женат вот уже 40 лет. Счастлив.

Чадо наше – позднее – стало взрослым, преподаёт на языковых курсах испанский язык.

ВОПРОС: Как вы любите отдыхать?

ОТВЕТ: Всяк! Где и как выходило: у друзей на даче; на речке, на озере, на море. «Медовый месяц» – в Саулкрасты под Ригой … О-о-о!!! Чаще всего ездили в Прибалтику. Чудо!!!

В юбилейный год хотим вдвоём с женой съездить на о. Крит. «Уж больно уж там уж, как я погляжу…» – на фотографии мама с сыном на этом самом Крите. А сын теперь сам себе голова, у него свои планы на отпуск. Вот и разошлись родительские пути…

ВОПРОС: Ну как же Вам «это всё» так стабильно – прекрасно удаётся…?! В том смысле,

что и Достоевский и Лукьяненко..? Порой, даже не зная автора или книги, берусь за прослушку только из-за того, что озвучили её Вы. Выбираете ли Вы книгу для прочтения по своему вкусу или читаете то, что Вам заказывают?

Скажите, а вы сами, какому жанру отдаёте большее предпочтение? Есть ли свободное время читать (для себя)? Что Вы можете сказать о творчестве молодых авторов? Точнее насколько лучше или хуже стали молодые писатели по сравнению с прошлым веком?

ОТВЕТ: О!!! «Стабильно-прекрасно» мне не всё и всегда удаётся. Я-то себя знаю, как облупленного. Вы очень добры ко мне!

Иногда я могу выбрать что-то, но из предложенных книг. Ведь почти всё прочитано прекрасными (и не очень) исполнителями. Одних «Мёртвых душ» я знаю 10 вариантов. А ещё многое удалось перевести «на цифру» из «золотого фонда» радио. Так что я беру, что мне предлагают.

О жанрах! Не скажу, что всё одинаково мне удаётся, но для меня они все хороши, кроме скучного и откровенной похабени – в бестселлерах, к клепанию которых пристрастились и наши молодые.

ВОПРОС: Уважаемый Вячеслав Павлович, когда Вы читаете ту или иную книгу, то с кем в процессе чтения, Вы себя идентифицируете ощущениями – с читателем, с кем-то из персонажей книги ( либо с многими из них), с автором или с кем-то ещё?

Откуда Вы видите читаемую книгу – снаружи или изнутри?

ОТВЕТ: Кто я, читая книгу?! И с кем я?!

Разумеется – я с героем, как его написал автор. Автор и я – «проводники» героя, творцы его «маршрута» (тут я – снаружи). Но герой-то живой, он чувствует, думает, решается действовать…

И тут я с ним, в нём, «внутри». Ежели немного «воспарить», то чтение хорошей книги сродни чувству влюблённости. И плох тот актёр, кто этого чувства лишён.

ВОПРОС: Работа над какой книгой принесла Вам наибольшее удовольствие?

ОТВЕТ: Сижу, перебираю диски, вспоминаю…Вы не поверите: Леонид Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине». Рекомендую – с любовью.

ВОПРОС: От чего получается так, что многие чтецы, в том числе и вы (очень надеюсь, что это были «грешки» молодости) довольно частенько так невпопад играют интонацией голоса, там, где этого вообще не стоило, а если и стоило, то совсем по-другому? Принуждает ли вас к этому некий невидимый худрук или это личная инициатива каждого чтеца? Ведь даже сам Смоктуновский грешил этим при начитке первых глав «Евгения Онегина».

ОТВЕТ: Да, бывает и заигрываюсь, грешен, но вы сами говорите: «Даже Смоктуновский этим грешил!!!»

Я – в хорошей компании; да я тянусь, тянусь… И срываюсь – в выкобенивании. Никому другому не обязательно, токмо себе «неповторимому»...

ВОПРОС: Вячеслав Павлович, являюсь давнишним и так сказать «закоренелым» Вашим поклонником. В развитии предыдущего, вопроса не кажется ли Вам, что искусство чтения, именно чтения, а не «актёрствования» у микрофона попросту утрачивается? Равно как и искусство настоящих дикторов, голоса которых узнавала вся страна…

ОТВЕТ: С грустью «в голосе» и графически соглашусь с вами: утрачивается искусство чтения, а дикторское уже утрачено. Я бы объяснил это одной фразой Ивана Бунина: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Рассказ 1900 года! И не помещик я, а горько… Я и читал-то – почти плакал.

А что поделаешь? Время! Иное время. Слишком много появилось всяческих развлекаловок, развлекаловок-отвлекаловок…

Но ведь ещё Некрасов восклицал: «Придёт ли времечко, когда (приди желанная) мужик не … тра-та-та-та-та и не тра-та-та, а то тра-та-та-та-та… с базара понесёт…?»

Имена – «запипиканы», проблема осталась! А что остаётся? Что – остаётся??!! Живём, и - будем жить…

ВОПРОС: И ещё один вопрос, навеянный книгами, что слушаю сейчас: будет ли работа над продолжением серии книг Майкла Коннелли о Гарри Босхе? Особенно интересны в этом плане книги с участием брата Гарри – Микки Халлера.

Существующие книги Коннелли в Вашем исполнении сделаны просто великолепно! Спасибо Вам!!! Бывали ли, случаи, когда вы отказывались принимать участие в озвучке той или иной книги? Возможно ли такое? Каковы критерии?

ОТВЕТ: Уважаемые поклонники, «звёзды детектива и триллера» Майкла Коннели и Ко! - не могу вас ни огорчить, ни обрадовать – НЕ ЗНАЮ!

Да, редакторы приобретают и по каталогу, и по желанию библиотек, для слепых книги знаменитых детективщиков. Но, думаю, эти приобретения во многом хаотичны. «Порядка нет, как нет…»

О критериях в выборе книг я уже говорил немного раньше.

ВОПРОС: Хотелось бы спросить, вы озвучиваете аудиокниги «с листа» или перед этим знакомитесь с содержанием и работаете над текстом? Если озвучиваете «с листа», как вам удаётся сходу подбирать нужные интонации и не делать запинок?

ОТВЕТ: Читаю «с листа» или готовлюсь? Знаете – и так, и так! В этом нет пренебрежения к автору. «Строколист» - виден сразу, и если я начну над ним ещё и работать – я завяну. Пусть уж лучше лист идёт листом, авось, что и проклюнется.

Иное дело – А. Платонов. Я в своё время покупал всё, что выходило. Глотал!.. Так вот, его и надо читать «с листа», потому что он творит всякий раз – здесь и сейчас. У него в книге нет пустот, он «копает» жизнь, как землю и вглядывается в каждый пласт – как оно там всё переплетено, как дышит, пахнет, трудится (его глагол!)

Его прозу надо каждый раз «есть», «пить», жить ею… Невероятно трудный писатель, м. б. даже сложнее Достоевского, потому что, наверное, спокойнее в познании пути своего, долга своего, призвания. Так я сейчас думаю.

ВОПРОС: Позвольте очень и очень некорректный вопрос. На мой непросвещенный взгляд, есть громадное различие между манерой чтения профессиональных дикторов и актёров. На одном полюсе сухость и беспристрастность, на другом – эмоции, часто перехлёстывающие через край. У вас, на мой взгляд, именно тот факт, что Вы пришли в дикторы и чтецы из актёрского цеха, образовалась уникальная манера чтения, равнодушных к которой нет. Слушатели разделились на два очень неравных лагеря, подавляющее большинство которых готово слушать книги, лишь бы это было Ваше исполнение. Но есть небольшая прослойка тех, кто откладывают книгу в сторону, узнав, что озвучиваете её Вы. Знаете ли Вы об этом, и насколько задевает Вас подобное отношение со стороны слушателей?

ОТВЕТ: Некогда обозвал я себя – «актёр-надомник». Я давно не выхожу на сцену. У меня есть дом, студия, здесь я хозяин. Читая, я как бы предлагаю вам приготовленное мною угощенье!!! В жизни я, к примеру, люблю подсаливать, переперчивать, покупаю всякие острые приправы. Иначе для меня – пресно.

То же и с книгами «моего приготовления». Очень точно сказал мой сын: «Пап, я тебя «ЛЮ» и не «ЛЮ» заодно и тоже – за твое актёрское начало! Ну так я же и не отрицаю. Это мой «театр одного актёра». Не по душе? Купите диск иного исполнителя. Делов-то!

Но вот что любопытно: неужто-таки ничегошеньки во мне нет интересного!?

Как это К. С. Станиславский говорил: «Не верю!».

ВОПРОС: Считаете ли Вы, что есть книги только для «мужского» исполнения, а другие – только для женского?

ОТВЕТ: Вот очень интересный вопрос. Я бы сказал «да»!, но есть и другое мнение: каждый имеет право на самореализацию! Я первый взял!.. Ну не отнимать же…

ВОПРОС: Вячеслав Павлович, я живу в Ачинске. В трамвае услышал Ваш голос объявляющий остановки. Может быть я обознался, это действительно Вы?

ОТВЕТ: Привет Ачинску! И Воронежу! И …

Иногда в «Логос ВОС» приходит запрос. Я рад, я – работаю.

ВОПРОС: Существует ли книга для души, которую хотелось бы озвучить? И какая именно?

ОТВЕТ: Книга для души? Есть, конечно; это – А. П. Чехов, синенькие матерчатые томики изд. «Правда» 1950 года. Влюбил меня в него Ростислав Янович Плятт. Несбыточно, но мне бы хотелось «на прощание» составить «свой» однотомник А. П. Чехова и ме-едлен-но, по рассказику, по повестушечке («Степь» конечно) прочесть. Ну, помечтать – то можно?!

ВОПРОС: Переслушиваю ли себя любимого?

ОТВЕТ: Раньше – каждый выпущенный диск! Сейчас – редко… если сравнивать, кажется, раньше было лучше… Совсем недавно перечитывал «Три возраста Окини-сан» В. Пикуля, даже удивился, что это – я. Очень даже неплохо.

О музыке! Очень люблю украинские народные песни. Отец мой пластинки собирал, сам любил поголосить в застолье. От него у меня любовь к Л. А. Руслановой. Классики у нас в бараке не было. Разошлись.

Гораздо позже познакомился с редакторами муз. вещания. Немного просветился.

Стыдно же сказать, что в классике ни бум-бум…

Лет пять назад сын купил по случаю компьютер – для меня лично. А там и – наши классики, и Бах, и Моцарт, и Верди и Сибелиус (в конце жизни открыл). Романсы …

Слушаю – под настроение. Шаляпина, Штоколова. А вот ещё и Смольянинову услышал…

Прелесть!..

ВОПРОС: Заметил в некоторых Ваших книгах такую деталь, если идет текст на незнакомом Вам языке, Вы читаете сразу перевод. И ещё часто заменяете мат близкими по значению терминами. Пожалуйста, прокомментируйте Ваше отношение к этим фактам.

ОТВЕТ: Почему сразу читаю перевод?! Да потому что, к сожалению, не силён в языках.

О проблеме мата!

Во взрослой жизни – к месту! – допустим, а порою даже необходим.

В жизни 10-15 летней шантрапы – отвратителен!

В книгах – если оправдан! – пусть будет, но для меня – в озвучке пары букв, – остальное – голосовая экспрессия в меру!, либо действительно, замена близкими по значению терминами…

У А. П. Чехова мата нет!!

ВОПРОС: Уважаемый Вячеслав Павлович, подавляющее большинство аудиокниг вы озвучили по заказу ВОС для людей с проблемами зрения, но благодаря современным технологиям они стали доступны всем любителям аудиолитературы. В свете антинародного Закона об авторском праве все мы пираты. Ваше отношение к этой проблеме, учитывая то, что подвижники оцифровали уже тысячи аудиозаписей, сохранив уникальные произведения и голоса?

ОТВЕТ: На тему «пиратства» я вам подпою…выпьем за «Весёлого Роджера, предав проклятью скупердяев из Минфина СССР и РФ.

Убеждён! Надо как следует платить всем – всем творческим людям при заключении договоров. А уж ставить препоны «Интернету» – чушь.

Убеждён! Ежели я кому нужен – пусть скачивают. Я своё – пусть и мало – получил, а

остальное – по воле волн.

ВОПРОС: Хотелось бы узнать Вы ещё продолжаете сотрудничать с «Логос ВОС»?

ОТВЕТ: А основная моя работа именно на «Логос ВОС». Несколько лет активно работал на студии «Ардис». Вот где у меня был карт-бланш…Потом … суп с котом!...

Сейчас я там редактирую других.

На вольные хлеба меня стали приглашать недавно. На «МедиаКнига» в частности. И книги там замечательные, и люди приветливые, да и я – не без способностей. Авось, и в будущем пригодимся друг другу.

ВОПРОС: Какие книги и авторы впечатлили Вас в детстве?

Существует такое мнение, что незачем мучить школьников литературой XIX века,

насколько глупо, или нет подобное утверждение? Как Вы относитесь к поэзии?

ОТВЕТ: О книгах в детстве и юности?!

Первое посещение районной библиотеки около платформы «Новая» – ошеломило.

Столько книг, журналов. Журналы меня увлекали «Знание-сила», «Техника молодёжи» – особенно. Сколько я перерисовал в свои альбомчики (при переезде из барака пропали, а я-то был в армии в 62-м) фантастических конструкций. Я с другом даже свой безотказный «перпетум-мобиле» придумывал.

Книг я брал по 5-6. Кумир Д. Лондон. Из наших Л. Кассиль, К. Паустовский, К. Симонов,

А. Твардовский. И тоненькие книжечки стихов… Меня, помню, в детстве их складность восхищала.

С. Маршака я любил. И ещё – М. М. Пришвина. У меня до сих пор стоит огромный том «Весна света» в 660 стр. и – конечно же! – В. В. Маяковского!

Писал «под него». Дарили мне в школе его книги. В актовом зале школы – на выпускном читал

про разговор двух пароходов на рейде.

Суть преподавания современным школьникам литературы XIX и XX веков в том – КТО! преподаёт. Не будет увлечённых преподавателей, не будет и увлечённых учеников.

А к поэзии я отношусь – нежно.

ВОПРОС: Бывало ли у Вас, что во время чтения книги для записи, появлялось другое понимание текста?

ОТВЕТ: Господи! Да я – была бы возможность – даже самое лучшее из записанного – перечитал бы! Салтыкова-Щедрина «Историю одного города», например «Современную идиллию» и «Сказки» (я их все записал).

Может быть, я умнею, а?

ВОПРОС: Кого из чтецов Вы считаете лучшим?

ОТВЕТ: Н. В. Литвинов для меня до сих пор мастер «номер раз» по радийности голоса. Стоять с ним рядышком – великая честь. В список «золотые голоса России» включил бы… всех-всех-всех звучащих по радио в пору моего детства и юности. Вот так бы я сказал. Имя им – легион!

ВОПРОС: Бывает ли у Вас так, что книга не читается? В таких случаях простой читатель может отложить книгу до лучших времен, а как поступаете Вы?

ОТВЕТ: Бывает и так – не читается книга, не выходит. Но ведь она в ПЛАНЕ. Читаешь!

А потом тебя корёжит.. Как это говорил Адуев-мл. в «Обыкновенной истории» в «Современнике»:

«Не победил, не победил, не победил»…

И долго сидит в тебе его насмешливый дядя – Адуев-ст. и повторяет: «Не по-бе-дил»…

Очень гадкое чувство.

ВОПРОС: Мне очень понравилось, как Вы читаете юмористические произведения.

Ну до чего же хорошо Вы читаете!!! До чего же хороши Дживс и Вустер в вашем исполнении.

ОТВЕТ: Да, кажется Вудхаус у меня получился. А «Солдатские сказки» Саши Чёрного читали?

А Шергина? А Писахова «Морожены песни» не слышали? А…Будем дружить, повторяя бессмертные слова Б. Окуджавы:

…А иначе зачем

На земле этой вечной живу!

С уважением – Вяч. Герасимов

март 2011 г.

Поиск по этому блогу